Блог Компании
В статье собраны ключевые изменения для бизнеса и ИП с декабря 2025 года
Подробнее
C 1 сентября 2025 года введён запрет на оборот немаркированных остатков товаров, произведённых или импортированных до 1 марта 2025. Это означает ...
Подробнее
В 2025 году вводятся новые единые правила электронного документооборота (ЭДО) и полностью регламентируется подача и получение административных процессуальных документов в электронном виде...
Подробнее
Изменения для бизнеса в декабре 2025: законодательство
Изменения для бизнеса в декабре 2025: законодательство

Образовательные кредиты
С 1 декабря льготные образовательные кредиты больше недоступны для юристов и экономистов, но сохраняются для рабочих, IT‑специалистов, педагогов и других востребованных профессий, под ставку около 3% по господдержке. Работодатель не может сам получить льготный кредит, его оформляет студент, но бизнес может снижать свои расходы на обучение персонала за счет участия сотрудников в таких программах.​
Квота по инвалидам
В правила выполнения квот по трудоустройству инвалидов внесено изменение: прием на работу одного инвалида – ветерана боевых действий или участника СВО засчитывается как выполнение квоты сразу по двум рабочим местам. Это позволяет работодателям формально закрывать большую часть квоты при меньшем фактическом количестве трудоустроенных инвалидов из указанных категорий.​
Цена и рост НДС
Конституционный суд разрешил поставщикам повышать цену по длящимся договорам при увеличении ставки НДС, но в ограниченном размере и с рядом процедурных условий. До изменения законов стороны должны или подписать допсоглашение/расторгнуть договор, или поставщик может через суд добиться повышения цены, но не более чем на половину суммы увеличившегося налога; для госзакупок цена не меняется по общему правилу.​
Новая маркировка товаров
С 1 декабря 2025 года обязательную маркировку Data Matrix вводят для четырех групп: детские игрушки, какао и напитки с какао, бритвы и лезвия, а также часть строительных материалов (монтажные пены, герметики, сухие смеси и др.). Производители и импортеры должны наносить коды и передавать сведения в «Честный знак», а оптовики и розница — при приемке проверять наличие маркировки на товарах, выпущенных после этой даты.​
Пилотные проекты по маркировке
Во второй половине ноября запущены эксперименты по маркировке: расширенной бакалеи (крупы, макароны, мука, мюсли, мед и др.), отдельных видов мясной продукции и широкого перечня замороженных полуфабрикатов и продуктов. Бизнес может добровольно участвовать в пилотах, подав заявку через контакты, указанные для соответствующей товарной группы на сайте «Честного знака», чтобы заранее отладить процессы.​
Маркировка товаров – запреты и новые требования
Маркировка товаров – новые требования в 2025 году

C 1 сентября 2025 года введён запрет на оборот немаркированных остатков товаров, произведённых или импортированных до 1 марта 2025. Это означает, что компании, не обеспечившие маркировку старых остатков, рискуют столкнуться с запретами на продажу и штрафами. Обеспечение корректной маркировки – приоритет для ритейла и дистрибьюторов товаров.
Мы собрали основные важные моменты о маркировке товаров в России за 2025 год:
1. Расширение перечня маркируемых товаров
  • С марта и сентября 2025 года к обязательной маркировке добавлены новые товарные группы: спортивное питание, сладости, детские игрушки, строительные материалы, косметика, зубная паста.​
  • С 1 мая — начинается обязательная маркировка некоторых видов бакалейной продукции, а также мыла, моющих средств и бытовой химии.​
  • С 1 июля — обязательна маркировка продукции для волос, дезодорантов, средств для бритья.​
2. Новые требования к структуре кода
  • В DataMatrix-код теперь входит информация о стране происхождения товара, типе упаковки, коде ОКПД2, типе изделия.​
  • Вся информация должна быть внесена корректно и в полном объеме — иначе выпуск кодов будет невозможен.
3. Маркировка рекламы
  • В 2025 году введены новые правила для маркировки рекламы: все промоматериалы должны проходить через систему, получить токен, а ошибки караются штрафами. Исключением стала только социальная реклама.​
4. Особые сроки для отдельных товаров
  • Для одежды, белья, велотоваров — немаркированные остатки разрешено продавать до определенной даты (пример: одежду — до 31 декабря 2025).​
  • С 1 марта — запрещено продавать велосипеды и корма для животных без маркировки, стартует электронный документооборот для учета этих товаров.​
  • С 1 ноября — стартует эксперимент по маркировке удобрений. Коды будут бесплатными для участников.​
5. Данные о маркировке
  • Передача сведений о розничной продаже теперь обязательна через онлайн-кассы и систему «Честный знак», сверка объёмов товара осуществляется между двумя государственными системами (Честный знак, ВетИС).​
6. Ответственность
  • Штрафы и проверки ужесточены: ошибки в данных чреваты отказом в выпуске кодов или административными санкциями.​
В целом, 2025 год ознаменовался активной интеграцией новых групп товаров в маркировку и усилением контроля над корректностью данных, что требует бизнесу заранее готовиться к изменениям и следить за сроками вступления новых правил.
Новые правила для ЭДО и административных документов
Новые правила для ЭДО и административных документов

В 2025 году вводятся новые единые правила электронного документооборота (ЭДО) и полностью регламентируется подача и получение административных процессуальных документов в электронном виде через Госуслуги, личные кабинеты и ЭДО‑системы. Для бизнеса это означает обязательное расширение перечня документов, которые можно и нужно направлять только электронно, а для административных дел — формализацию форматов файлов, способов направления и фиксации согласия лица на электронный обмен.​
Ключевые изменения ЭДО в 2025
  • С 1 октября 2025 года в налоговом ЭДО вводятся универсальные сообщения (УС), которые заменяют извещения о получении и уведомления об уточнении для счетов‑фактур, УПД и других документов. Это упрощает цепочку действий (меньше служебных документов, меньше подписей УКЭП) и ускоряет обмен между контрагентами.​
  • Расширяется перечень документов, которые нужно представлять в ИФНС исключительно в электронной форме, чтобы выстроить единое информационное пространство между бизнесом и государством. За непредставление электронных документов или нарушение сроков сохраняются и усиливаются налоговые штрафы по НК РФ.​
Электронные административные документы
  • Федеральные законы № 59‑ФЗ и 60‑ФЗ от 07.04.2025 и постановление Правительства РФ № 980 от 30.06.2025 с 1 июля 2025 года закрепили механизм электронного производства по делам об административных правонарушениях. Органы и должностные лица могут направлять постановления, протоколы и иные процессуальные документы через Госуслуги, личные кабинеты юрлиц/ИП на сайтах ведомств и через систему межведомственного ЭДО.​
  • Согласие лица на электронное получение документов фиксируется регистрацией и настройками в личном кабинете или на портале Госуслуг, предусмотрена и возможность отзыва такого согласия и отказа от получения исключительно в электронной форме.​
Требования к формату электронных административных документов
  • Каждый документ подается отдельным файлом, доступным для чтения, без защиты от копирования, без скриптов и интерактивных элементов. При этом должны сохраняться все реквизиты и признаки подлинности: подписи, печати, угловой штамп, если они предусмотрены бланком документа.​
  • Допускаются как «чистые» электронные документы, так и электронные образы (сканы/фото бумажных документов), которые переводятся в электронный вид и заверяются электронной подписью в установленном порядке. Часть важных документов по КоАП по‑прежнему подлежит приобщению к делу на бумаге, что прямо закреплено изменениями в Кодекс об административных правонарушениях.
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы быть в курсе последних новостей нашей компании